Что делать в случае ДТП?​

Итак, произошло ДТП. Вокруг столкнувшихся машин любят собираться праздные зеваки. Они будут смотреть на Вашу реакцию. Не доставляйте им удовольствия громкими разборками, даже если считаете, что в случившемся ДТП виноваты не Вы, а другой водитель. Обычно дорожно-транспортное происшествие - несчастье коллективное. Возможно, что в нем есть доля Вашей вины.

Ведите себя корректно и сдержано. Давая волю эмоциям, Вы можете потерять контроль над ситуацией и упустить важные обстоятельства и детали. Обязательно имейте в машине ручку или карандаш. Не лишней окажется рулетка.

Если пострадавших нет, или уже решен вопрос оказания им необходимой помощи, не теряйте время на выяснение причин ДТП, Сразу запишите номера и марки автомашин, находившихся рядом в момент происшествия. Затем запишите координаты очевидцев.

Не отказывайтесь от записи очевидцев происшествии, даже в том случае, если уверены в своей правоте, а водитель другого автомобиля берет вину на себя. В любой момент он может изменить показания, отказавшись от своих слов.

Если у Вас с собой окажется фотоаппарат или видеокамера обязательно проведите подробную съемку места происшествия. При этом в каждом кадре поместите масштабную линейку.
До прибытия сотрудников милиции самостоятельно составьте схему происшествия. Предложите водителю (водителям) причастным к происшествию принять участие в ее составлении.

Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия. На схеме фиксируют не только координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия, но и показывают их примерное расположение перед ДТП, а также направление движения. Выберите масштаб, позволяющий разместить все предметы, имеющие отношение к происшествию.

Обязательно зафиксируйте расположение транспортных средств относительно неподвижных объектов (границ проезжих частей, разметки, тротуаров, столбов, деревьев, домов и т.п.).
Каждое транспортное средство должно быть привязано к неподвижным объектам тремя размерами. Один размер наносится параллельно осевой линии дороги обычно относительно переднего или заднего моста автомобиля. Два других - перпендикулярно этой линии от осей передних или задних колес.

Не забудьте указать на схеме предметы, имеющие отношение к происшествию (детали транспортных средств, осколки стекла и т.п.), следы торможения, а также положение предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя (стоящий транспорт, здания, деревья и кустарники). Кроме того, на схему следует нанести имеющиеся дорожные знаки указатели, светофоры, линии разметки, месторасположение регулировщика. Затем опишите повреждения, полученные транспортными средствами.

Прибывшим на место происшествия сотрудникам ГИБДД Вы обязаны передать водительское удостоверение и документы на транспортное средство. Не придумывайте никаких легенд о причинах ДТП. Не следует преднамеренно занижать скорость своего транспортного средства относительно скорости, разрешенной Правилами в данном месте. Так, например, если Вы двигались в населенном пункте со скоростью 60 км/ч и совершили наезд на пешехода, не следует обманывать и утверждать, что ехали со скоростью не более 40 км/ч.

При скорости 40 км/ остановочный путь автомобиля меньше, чем при скорости 60 км/ч. И поэтому, расчет эксперта-автотехника может показать, что при скорости 60 км/ч Вы не имели технической возможности предотвратить наезд и в происшествии виноват пешеход. В то время как при скорости 40 км/ч такая возможность у Вас была и, следовательно, в происшествии виноваты Вы.

Немаловажную роль при оформлении ДТП играет то, что было занесено в протокол осмотра места ДТП. И этому факту следует уделять очень серьезное внимание, т.к. в дальнейшем от полноты отражения всех важных для дела обстоятельств будет зависеть очень и очень многое в ходе дальнейшего разбирательства по делу о происшествии как в ГИБДД, так и в суде, если таковой будет иметь место.

Если Вы не согласны с описанием места происшествия, выполненным сотрудником ГИБДД - напишите в протоколе свои замечания или просто напишите "Не согласен" и распишитесь.
Если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке его обстоятельств могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на пост ДПС ГИБДД или в органы милиции для оформления происшествия. В этом случае на схеме происшествия следует указать, кто из водителей признает себя виновным в возникновении ДТП.

Запомните: Не ухудшайте свое положение неверными и незаконными действиями. Виновность, казалось бы очевидная в первые моменты после происшествия, после изучения всех его аспектов может оказаться неизбежным следствием обстоятельств, действий потерпевших или недостатков дороги, а значит, невиновностью или частичной виновностью.
Не давайте никаких показаний кроме своих данных и тем более, письменных обязательств на месте происшествия — находясь в стрессовом состоянии, трудно правильно оценить свои действия перед происшествием и детально вспомнить сложившуюся ситуацию. Позднее вспомните, что не тормозили потому, например что предупреждающий знак был залеплен снегом и неразличим. Скажите, что не в состоянии ничего рассказать, плохо себя чувствуете. Статья 51 Конституции РФ даст возможность молчать до тех пор, пока не сможете обеспечить присутствие адвоката.

Категорически не следует давать показания после травмы головы — водитель не может четко и адекватно формулировать мысли. Описание происшествия в протоколе якобы с ваших слов, на самом деле будет приблизительно составлено инспектором.

Нежелательно обходиться без оформления происшествия, расплатившись па месте: увидев повреждение на вашей машине, любой инспектор может счесть именно этот автомобиль виновником только что совершенного поблизости другого происшествия со смертельным исходом, виновник которого уехал и объявлен в розыск, поскольку никаких документов о получении повреждения в другое время и в другом месте нет, могут завести уголовное дело, а в некоторых случаях и экспертиза может "найти" на поверхности машины следы контакта с жертвой, и опровергнуть ее заключение будет сложно. Не соглашайтесь с предложением другого участника не вызывать ГИБДД, несмотря на его клятвы возместить ущерб, передачу в залог его паспорта или техпаспорта машины: оставить на память и получить новые документы дешевле, чем оплачивать ремонт автомобиля. Откажитесь и от предложения сотрудников ГИБДД не оформлять аварию с выдачей им расписки в том, что в этой связи претензий иметь не будете, а разберетесь с другим участником самостоятельно.

Недопустимо подписывать пустой лист, на котором инспектор под предлогом спешки обещает потом нарисовать схему: это либо халтурщик, либо вымогатель, его схема может оказаться приговором вам.

Не оставляйте инспектора ГИБДД наедине с другим водителем — участником ДТП. Замеры тормозного пути и местоположения автомобилей после ДТП, осмотр повреждений, разговоры со свидетелями, составление схемы происшествия не должны происходить без вас.
Убежденные заявления другого участника, нажим инспектора могут вынудить признать несуществующую вину. Не стоит портить отношении на месте происшествия — уважительные отношения сторон помогают решить проблемы без нервотрепки. А лучше поручить переговоры опытным юристам — они не испытывают эмоций, как виновники и потерпевшие, и могут скрупулезно разобраться в ситуации и быстро договориться.

Ремонтировать автомобиль не следует до официальной оценки повреждений.
Если ваши травмы не вынуждают немедленно ехать в больницу, примите меры для сохранности машины — вызовите по телефону близких и организуйте буксировку в гараж, на платную стоянку и т.п. охраняемые места.
Соблюдение этих простых рекомендаций позволит вам сберечь свои нервы и время.